г.Малоярославец, Калужская обл., ул.Зелёная, д.3"Б"
+7 (48431) 2-31-69
http://www.mir-i-pravda.ru
e-mail:kovcheg@mir-i-pravda.ru
Skype:ludmilahoh

 

 

Новости

Продление лицензии на образовательную деятельность прошло успешно!

 01.03.2014  

лицензияЧОУ "Ковчег" продлила действующую лицензию на образовательную деятельность! Благодарим всех участвующих в этом мероприятии. Выражаем особую благодарность родителям учащихся, которые своими молитвами поддерживали администрацию школы в оформлении документов на получение новой лицензии.
 

подробнее...

21 июня 2013 года 11 выпускников 9 класса получили аттестаты о неполном среднем образовании государственного образца. Поздравляем наших выпускников!

 21.06.2013  

 

подробнее...

12 июня 2013 в ЧОУ "Ковчег" прошел выпускной праздник.

 15.06.2013  

на сайт выпуск 2013

подробнее...

Экукурсия в краеведческий музей

 14.04.2013  

28.03.2013 г. учащиеся 7 класса совершили экскурсию в краеведческий музей г. Калуга

интересные раковины

подробнее...

У первоклассников прошел праздник Прощание с Букварем.

 19.03.2013  

Первоклассники  попрощались с Букварем.

подробнее...

сегодня %D, %d %M %y года
время: %h~:~%m~:~%s


.
Мир с Богом
христианская газета

 



2. 2. Анализ концепций и учебных пособий религиозно – познавательного курса

            Примером религиозного обучения в общеобразовательных учреждениях может служить введение в школьную программу духовно – направленного предмета – ОПКСЭ или часто употребляется «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ). За последнее время в нашей стране появилось несколько концепций духовно нравственного развития личности учащихся. Концепцией называют образовательную систему, выражающую авторское идейное понимание той или иной конкретной проблемы,  определяющей методы и способы ее решения. Программа может сопровождать концепцию, и занимать в ней весьма значимое место, так как через цели и задачи выражает авторский взгляд на решение определенной проблемы. Исходя из целей, выстраиваются задачи, которые должны соответствовать дальнейшему содержанию. В методико - педагогической литературе представлено несколько программ и концепций, однако проведенный нами анализ литературы показал, что авторы по – разному определяют ее содержание. В данной части нашей работы мы ограничились кратким анализом целей, задач, перечислением главных разделов содержания исследуемой литературы предлагаемой для религиозного обучения учащихся. Представляем анализ методической литературы (учебного пособия для учителей к учебнику А. В. Бородиной), концепции и программы Л. Л. Шевченко и образовательной системы Р. Н. Бунеева. Анализируемый материал мы представили в виде таблиц.

 

1. Анализ пособия для учителя религиозно-познавательного курса «Основы православной культуры», автор А. В. Бородина. 1 класс [3].

Цели курса

Основные задачи

Принципы курса

Содержание курса 1 класса

Формирование начального и наиболее общего представления о культуре России

- дать общие представления о культуре, ее особенностях;

- сформировать первоначальные понятия о православной вере;

- формирование представления о культурном единстве и его важности;

- формирование мотивации к получению знаний в области культуры;

- формирование ценностных установок;

- дать представление о культуре, ее исторической приемственности  и др.

Применяется ценностно – знаниевый подход, который используется в конфессиональных учреждениях. Отрицание личностно – ориентированного подхода.

 

 

 

 

Глава 1. Красота в нашем мире (рукотворная и нерукотворная природа, 3 ч.).

Глава 2. Хранилища культуры (библиотеки, музеи, 5 ч.).

Глава 3. Всегда живое (иконы, храмы, 3 ч.)

Глава 4. Наша Родина (отечественная культура, города России, 10 ч.).

Глава 5. Идеал и идея в русской культуре (Иисус Христос, 7 ч.).

Глава 6. Семья (мама, папа, 2 ч.).

Программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю). Обучение начинается на 3-ей неделе обучения в 1 классе.

Название курса: «Мы и наша культура».

На основе анализа учебного пособия для учителя Бородиной А. В. «История религиозных культур. Основы православной культуры. Мы и наша культура. 1 класс»,  в учебнике содержится 6 глав, имеется естественнонаучный материал, которому уделено 3 часа. Материалу о главных музеях, библиотеках, храмах уделено 9 часов, в этом разделе учащиеся коротко знакомятся с информацией о главных городах России. В теме «Всегда живое», автор объясняет что такое икона,  кем для человека является Иисус Христос. Два часа уделено формированию представлений о семье. Курс «Мы и наша культура» для 1 класса не содержит межнациональной тематики и является моноконфессиональным, так как в его содержании нет

ни одной темы, касающейся мировых культурных и религиозных аспектов

 (см. в таблице).

2. Анализ учебника религиозно-познавательного курса «Основы православной культуры», автор А. В. Бородина. 2 класс [4].

Название курса: «Мир вокруг и внутри нас».

Цели курса

Основные задачи

Принципы курса

Содержание курса 2 класса

Методы

приемы

Познакомить мл. шк. с событиями Евангелия, как с основой православной культуры. Получение систематического религиозно-познавательного образования

- продолжить формирование и углубление представлений о культуре, ее особенностей;

- продолжить формирование и углубление понятия о православной вере;

- познакомить с праздниками;

- показать укорененность православия в культуре и жизни русского и других народах мира;

- продолжить мотивацию к получению знаний в области истории православной культуры.

Применяется ценностно – знаниевый подход, который используется в конфессиональных учреждениях. Отрицание личностно – ориентированного подхода.

Автор поясняет, что в первой части материал более конкретен, больше внимания уделяется объяснению. Во второй части - легкое содержание, но больше времени уделяется закреплению и повторению материала. Основные понятия: вера, культура, духовные традиции.

1 ЧАСТЬ

Глава 1. Духовное в реальном мире (Внутренний и внешний мир. Добро и зло в человеческом обществе,

4 ч.)

Глава 2. Земная жизнь Иисуса Христа и православные праздники (Новозаветные истории,

13 ч.)

2 ЧАСТЬ

Глава 3. События Евангелия и православные праздники (Новозаветные истории, 17 ч.)

Рассказ, рассказ-беседа, комментированное чтение, чтение-погружение

 

Название и содержание курса 2 класса, соответственно поставленным задачам (см. в таблице), предусматривает материал по культуре и жизни других народов мира, но учебник таких тем и наглядных материалов по заданной тематике не содержит.

 

3. Анализ учебника религиозно-познавательного курса «Основы православной культуры», автор А. В. Бородина. 3 класс [5].

Название курса: «О чем рассказывает икона и Библия?»

 

Цели курса

Основные задачи

Принципы курса

Содержание курса 3 класса

Углубить, расширить и закрепить знания об основах православ

ной культуры

через

освоение

языка иконы, повторение ветхозавет

ных и евангельских событий

- продолжить формировать и углублять представления о культуре народов и о народе как созидателе и хранителе культуры;

- продолжить раскрытие особенностей культуры, духовно эстетических ценностей, роли православия в формировании русской культуры;

- продолжить формировать и углублять понятие о православной вере и укорененности православия в культуре и жизни русского и др. народов мира;

- закрепить, расширить и углубить знания об основах событий Евангелия;

- познакомить с особенностями языка иконы;

- познакомить с событиями Ветхого завета;

- продолжить раскрывать взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека;

- продолжить формировать мотивацию к получению знаний в области православной культуры.

Применяется ценностно – знаниевый подход, который используется в конфессиональных учреждениях. Отрицание личностно – ориентированного подхода.

1 ЧАСТЬ.

Глава 1. Что мы знаем о Евангелии?

(Распространение Евангелия, 2 ч.).

Глава 2. Образ вселенной в православной культуре. (Храм, как образ вселенной, иконография, борьба с иконами, 7 ч.).

Глава 3. По праздничным иконам вспоминаем  Евангелие (О Пресвятой Богородице, икона Благовещения, икона Пресвятой Богородицы, икона Рождества Христова, икона Сретения Господня, икона Крещения Господня, икона «Преображение Господне» и вход Господень в Иерусалим, икона воскресения Христова, икона вознесения Христова и сошествия Святого Духа, икона Воздвижение креста Господня, 6 ч.)

2 ЧАСТЬ

Глава 4. Библия рассказывает о событиях до Спасителя. (Сотворение мира, Ветхозаветные истории, ветхозаветное законодательство, 18 ч.)

 

Учебник состоит из 2 частей, первая часть содержит 104 страницы, вторая часть – 112 страниц. Название и содержание курса 3 класса, соответственно поставленным задачам, предусматривает материал по культуре и жизни других народов мира (см. в таблице), но учебник таких тем и наглядных материалов по заданной тематике не содержит. Учебник перегружен старославянскими терминами, используемыми в обрядовом храмовом служении, историческими православными персоналиями и их изображениями, так, например в 1 части 74 иллюстрации, из них 59 – иконных портретов святых.

4. Анализ учебника религиозно-познавательного курса «Основы православной веры», автор А. В. Бородина. 4 класс [6].

Название курса: «Мы и наша культура»

 

Цели курса

Основные задачи

Принципы

курса

Содержание курса 4 класса

 

Познакомить

мл. шк. с событиями Евангелия,

 как с основой православной культуры. Получение системати

ческого религиозно-познаватель

ного образо

вания

- продолжить раскрытие особенностей культуры, духовно эстетических ценностей, роли православия в формировании

русской культуры;

- познакомить с историческим событием крещения Руси;

- познакомить с особенностями исторического становления Руси;

- продолжить формировать мотивацию к получению знаний

в области

православной культуры.

Применяет

ся

ценностно – знаниевый

подход,

который использует

ся

в конфессии

иональных

Учреждении

ях. Отрицание личностно – ориентиро

ванного подхода.

1 ЧАСТЬ.

Глава1. Культура – всеобщее достояние (религия, русский язык,

3 ч.).

Глава 2. Как Русь стала православной (Апостолы, кн. Ольга, кн. Владимир, 8 ч.).

Глава 3. Православие и Российское государство (православная церковь, флаг и герб России, 5 ч.).

Глава 4. Православный храм (храм, икона, иконостас, 2 ч.).

2 ЧАСТЬ.

Глава 5. О православном богослужении (богослужение и таинства православной церкви, молитва, 4 ч.).

Глава 6. О церковных колоколах (колокола и колокололитейное дело, 4 ч.)

Глава 7. За монастырскими стенами (монастырь, монашеский подвиг, 2 ч.).

Глава 8. Дом и семья в русской культуре (дом и семья, императорская семья, 3 ч.).

Глава 9. Русь святая (Дом Богородицы, защитница земли русской, 2 ч.).

  

Учебник состоит из 2 частей, имеет 9 глав. В учебном пособии подробно описано православное храмовое служение, имеется исторический материал, посвященный крещению Руси. Коротко освящается жизнь царской семьи Николая II. 5 часов уделяется церковно-государственным отношениям. Имеется материал о монастырской жизни. Первый урок посвящен национальной культуре, подобный материал больше не рассматривается. Учебник перенасыщен религиозными понятиями, старославянскими названиями, вышедшими из общеупотребительной лексики, что для детей начальной школы является трудноусваиваемым.

Анализируя  учебно – методический комплект религиозно-познавательного курса «Основы православной культуры» А. В. Бородиной для 1, 2, 3, 4 класса, можно сделать следующий вывод: учебные пособия  не имеют грифа «Допущено» или «Рекомендовано» Министерством образования РФ, следовательно не получили рекомендации экспертного совета Министерства образования РФ и не могут быть использованы в обучении учащихся. Учебники для начальной школы имеют основные и дополнительные тексты, но снабжены слабым аппаратом ориентировки, что усложняет работу с учебником. Имеется иллюстративный аппарат, в основном это изображения храмов, фресковые и иконные изображения. Иллюстрации плохосохранившихся икон, которых в учебнике большинство, придают учебнику не совсем привлекательный вид, что важно для учащихся начальной школы [46, с. 569].  Содержание текстов не соответствует общедидактическим принципам доступности, так как перегружены религиозными понятиями, старославянскими названиями, вышедшими из общеупотребительной лексики. В соответствии с психологическими и методическими требованиями к наглядным пособиям, содержание перечисленных учебных пособий для детей начальной школы является трудноусваиваемым. В учебнике 3 класса материал о иконописи раскрывается 13 часов. В учебнике 1 класса могут предлагаться за урок до 5 - 6 новых терминов (например, тема 5: «О православном богослужении (богослужение и таинства православной церкви»). Учебный материал изложен последовательно. В учебном комплекте предусмотрены рабочие тетради и есть приложение в виде  демонстрационного материала.  

В пособии для учителя на первом уроке (Тема урока: Нерукотворная красота природы», с.15), автор предлагает сообщить детям, что им «предстоит познакомиться с таким важным явлением в нашей жизни, как религия и узнать много нового и интересного о самой загадочной части нашей культуры – религиозной культуре», причем понятия «религия», «культура» и «религиозная культура» детям не поясняются [3, с. 15]. Ярким примером нарушения вышеперечисленных нормативных документов будет еще одна тема: «Иконы», где автор учебника на всю страну предлагает «дать общее представление об иконе как священном изображении, ее ценности для православных верующих и для отечественной культуры. Икона - священный образ», - и далее автор подчеркивает, - «должны прозвучать слова о молитвенном предназначении иконы» [там же, с. 60]. Здесь же хотелось бы заметить, что подача материала о религиозном поклонении запрещена в светской школе и является нарушением действующего Закона Российской Федерации «Об образовании», где установлено, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, ФЗ «О свободе совести», где подтверждается право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, нарушение Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, где устанавливается, что государства участники при осуществлении любых функций, которые они принимают в сфере образования и обучения, не могут поступать вопреки воли ребенка и его родителей. С подобными требованиями выступал А. Фурсенко, когда обсуждал введение нового предмета: «Логика нового курса - в том, что семьи могут выбрать, что будут изучать их дети в школе: основы одной из традиционных религиозных культур или базовые понятия светской этики», позицию министра разделили 19 субъектов межведомственного координационного совета: «Реализации права родителей обучающихся на выбор одного из 6 модулей курса» [84]. 

Основываясь на том, что Российская Федерация является светским  многонациональным и многоконфессиональным государством, в котором часть населения остается не исповедующим никакой религии, введение учебников для начальной школы, где не рассматривается, хотя и заявляется об этом, изучение светской этики и аспектов мировой культуры (в частности в учебниках УМК А. В. Бородиной), является некультуросообразным, как этого требует госстандарт, следовательно, является серьезной проблемой для использования  этих учебных пособий, которые нельзя оставить без внимания. На наш взгляд, эти учебники можно использовать в  конфессиональных учреждениях, так как по содержанию подходят к преподаванию «Закона Божьего».

 

6. Анализ Концепции УМК предметной области «Православная культура» для 1-11 годов обучения. Автор Шевченко Л. Л. [73].

Рассмотрим общий анализ программы Л. Л. Шевченко 1 – 11 год обучения.

 

Цели курса

Основные задачи

Принципы курса

Содержание

курса 1-11 классов

Установить единое понимание участниками всех образовательных структур любого уровня значения предмета, его содержания, особенностей

по сравнению 

с другими учебными предметами.

Формирование базовой культуры личности.

- приобретение культурологичес

ких знаний, необходимых для личностной самоидентифи

кации;

- обеспечение самоопределе

ния личности;

Воспитание

культуры межнациональ

ного общения;

- интеграция

личности в национальную и мировую

культуру.

Автор программы считает, что одним

из ведущих

принципов курса является личностно –

ориентированный подход, который предполагает 

развитие умений смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной

культуры. Принцип

определения содер

жания: принцип

исторического соответствия религиозным

традициям России, культурособразнос-

ти, содержательных обобщений,

укрупнения содержательных

единиц.

1кл.- Красота Божьего мира,

24 ч.

2кл.- Радостный мир православной культуры, 26 ч.

3кл.- Отечество небесное, 24 ч.

4 кл.- Человек преображенный. Герои, святые, 24 ч.

5кл.- Счастье жизни. Христианские святые, 22 ч.

6кл.- Святая Русь. 10 -17 век, 34 ч.

7кл.- Святая Русь. 18 – 20 века, 34 ч.

8кл.- Семья в календаре православных праздников.

9 кл.- Творчество. Христианские мастера и их творения.

10 кл.- Духовное краеведение родного края. Святыни, 34 ч.

11 кл. Православная культура и религиозные культуры мира, 34 ч.

 

Концепция Л. Л. Шевченко разработана для начальной и средней школы. Мы ограничимся изучением содержания 1 - 5 класса. Так же как УМК В. А. Бородиной, эта концепция имеет моноконфессиональный подход, отличие ее в том, что культуре и религиозной культуре уделено больше времени, чем основам православного учения. Как видно из концепции религиозная культура мира изучается только в 11 классе, в других классах она не рассматривается.

 

7. Анализ учебника УМК комплекта предметной области «Православная культура». Учебное пособие для начальных классов. 1 год

обучения. Автор Шевченко Л. Л. [74].

Название курса: «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем».

 

Цели курса

Основные задачи

Принципы курса

Содержание

курса 1 класса

Заложить основы религиозно – эстетического восприятия и духовно нравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

- актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;

- развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко – культурном контексте;

- приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов православной культуры;

- формирование умений анализа и оценки проведения на основе норм христианской этики.

 

Принцип нравственной значимости и художественности материала;

- принцип привлекательности и доступности;

Принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач.

1. Красота в окружающем мире. 2. Поиски красивого вокруг себя.

3.Красота нерукотворная и рукотворная.

4. Бог – творец красивого мира.

5 . Сотворение человека.

6. Правила жизни данные людям.

7. Как изобразить доброе и красивое?

8 - 9. Повторение. Региональный компонент.

10. Как люди покинули Рай.

11. Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

12. Добрые и злые люди.

13. За что были наказаны люди.

14 - 15. Как Бог простил людей. В ожидании праздника.

16 - 17. Повторение. Региональный компонент.

18. Чему мы радуемся зимой?

19. Праздник Рождества Христова.

20. Зимние радости. Святки.

21. Праздник крещения.

22. Праздники в нашем доме.

23. Праздник дня защитника Отечества.

24. Радости масленицы.

25. Как люди предали Христа.

26. Повторение.

27. Весенние радости.

28.В ожидании праздника.

29. Какого цвета праздник Пасхи?

30. Праздник Дня победы.

31. Родословие моей семьи.

32. Мои обязанности.

33 - 34. Региональный компонент. Экскурсия в храм, в музей.

 

 

8. Анализ учебника УМК предметной области «Православная культура». Учебное пособие для начальных классов. 2 год обучения. Автор Шевченко Л. Л. [75].

Название курса: «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)».

 

Цели курса

Основные задачи

Принципы курса

Содержание

курса 2 класса

Формирование на основе предмета духовно – нравственного содержания базовой культуры личности

- преподавание культурологических знаний;

- передача знаний в области православной культурной традиции как средства духовно – нравственного и эстетического развития личности.

Принцип обучения в атмосфере предмета;

- принцип личностно – ценностного соответствия для формирования эмоционально – ценностных отношений к объектам православной культуры;

- принцип содержательных обобщений для возможности постепенного и длительного эмоционального «вживания» в предмет.

Глава 1. Радостный мир православной культуры (православные песни, иконы и храмы, 7ч.).

Глава 2. Православная культура в жизни людей (радостные гимны, псалмы, 8 ч.).

Глава 3.Радость православной веры (пророчества о Христе, дети и родители, христианские мученики, 10 ч.).

Глава 4. О чем рассказывают создатели православной культуры: иконописец, зодчий, поэт, певчий (музыкальные произведения Чайковского, Чеснокова, Никитина, посвященные церковной тематике, 7 ч.).

 

 

9. Анализ учебника УМК предметной области «Православная культура». Учебное пособие для начальных классов. 3 – 4 год обучения. Автор Шевченко Л. Л. [Шевченко Л. Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов. 3 – 4 год обучения. Издание 4-е. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011].

 

Название курса: «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые и герои».

Цели курса

Основные задачи

Принципы курса

Содержание

курса 3 - 4 классов

Заложить основы религиозно – эстетического восприятия и духовно нравственных представлений об окружающей жизни, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

- нравственного воспитания на традициях педагогики и образцах нравственности при вариативных подходах;

- развивать умения, анализировать и корректировать свое поведение на основе этических нормативов категорий добра и зла;

- дать знания о христианской антропологии;

- дать знания о феноменах православной культуры, отражающий сотериологический смысл христианства;

- постановка детям нравственного идеала; раскрытие тем богословского ядра содержания всех содержательных линий.

Принцип обучения в атмосфере предмета;

- принцип личностно – ценностного соответствия для формирования эмоционально – ценностных

отношений к

объектам

православной культуры;

- принцип содержательных обобщений для возможности постепенного и длительного эмоционального «вживания» в

предмет.

Глава 1. Отечество небесное, Бог (Свет на горе Фавор, Непобедимое оружие христиан, Защита святынь, Силы тьмы).

Глава 2. Добродетели в жизни христианина (Воеводы сил любви, Небесные помощники).

Глава 3.Восхождение в Отечество Небесное (По ступенькам восхождения, Принявший венец победы).

Глава 4. Отечество земное и небесное. (Россия помнит, Бессмертие, Новомученники и Исповедники Российские, Богомудрые учители веры и благочестия)

 

10. Анализ учебника УМК предметной области «Православная культура». Учебное пособие для средних  классов общеобразовательных школ. 5 год обучения. Автор Шевченко Л. Л. [76].

Название курса: «Счастье (ценности) жизни христиан. Христианская вера».

 

Цели курса

Основные задачи

Принципы курса

Содержание

курса 5 класса

Формирование на основе предмета духовно – нравственного содержания базовой культуры личности

- нравственного воспитания на традициях педагогики и образцах нравственности при вариативных подходах;

- развивать умения, анализировать и корректировать свое поведение на основе этических нормативов категорий добра и зла;

- дать знания о христианской антропологии;

- дать знания о феноменах православной культуры, отражающий сотериологический смысл христианства;

- постановка детям нравственного идеала; раскрытие тем богословского ядра содержания всех содержательных линий.

Принцип

обучения в

атмосфере

предмета;

- принцип

личностно –

ценностного

соответствия

для

формирования эмоционально – ценностных

отношений к

объектам

православной

культуры;

- принцип

содержательных обобщений для возможности

постепенного и длительного эмоционального «вживания» в

предмет.

Глава 1. Основы православной культуры  (Религиозная культура, Библия, Монастырь, Язык христианской православной культуры, православный храм, религиозная живопись).

Глава 2. История христианской Церкви в житиях ее святых. (Святые апостолы, Святые дети мученики за веру, Вифлеемские младенцы, святые Акила, Вит, Вера, Надежда, Любовь и их мать София, мученница Татьяна, Екатерина, Варвара).

Глава 3. Христианская Церковь входит в мир. (Святые войны Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Феодор Стратилат, святые врачеватели Косьма и Дамиан, Пантелеймон. Защита христианской веры, Соборы. Святые Константин и Елена, святые отцы Церкви. Святители – Василий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, подвижники- Антоний, Пахомий, Павел Фивейский).

Глава 4. Пути к спасению (Святые преподобные Мария Египетская, Ефим Сирин, Досифей, святитель Павлин Милостивый, просветители Кирилл и Мефодий)

 

Анализируя  УМК предметной области «Православная культура» Л. Л. Шевченко, можно сделать следующий вывод: Учебные пособия  не имеют грифа «Допущено» или «Рекомендовано» Министерством образования РФ. Учебники для начальной школы имеют основные, дополнительные и пояснительные тексты, снабжены аппаратом ориентировки, что позволяет легко ориентироваться в учебном материале. Имеется иллюстративный аппарат, в основном это изображения храмов, фресковые и иконные изображения. Содержание текстов соответствует общедидактическим принципам доступности, но не всегда отвечают принципам научности. Основные тексты передают содержание, но некоторые перегружены  религиозными понятиями, старославянскими названиями, вышедшими из общеупотребительной лексики. Учебные пособия имеют большую информацию о великомучениках, святых преподобных, святителях, что является трудноусваяемым для учащихся. В учебном пособии для 5 класса житию святых посвящен весь учебник, поэтому он перенасыщен историческими православными персоналиями и их изображениями,  (в учебнике 143 страницы, 130 иллюстраций из них 95 икон с изображением мучеников, причем большинство изображают их мученическую смерть). В отличие от учебника А. В. Бородиной в УМК Л. Л.  Шевченко имеется материал, освящающий этические и эстетические аспекты. В соответствии с программой автор считает, что формами обучения будут: комбинированный урок, экскурсии, проведение праздников и др.; видами деятельности – слушание рассказа и музыки, беседа, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание; чтение, сочинение сказок и рассказов. В своей концепции автор сообщает, что ей учтен опыт отечественной психолого – педагогической школы. Автор в своей программе также выделяет необходимость «при раскрытии содержательной линии «Нравственная культура Православия» необходимым этапом работы  раскрытия в контексте культурологического содержания понятия о христианской молитве как основе духовной жизни христиан, без понимания которой невозможно полноценно осмыслить ни один феномен православной культуры» [с. 54.]. УМК Л. Л. Шевченко заявляет, соответственно поставленным задачам, о знакомстве учащихся 1 – 5 классов с аспектами разных культур и этносов, эти задачи остаются не раскрытыми, т. к. в учебнике подобный материал не представлен. Данный материал свидетельствует о прецедентных нарушениях принципа толерантности, законности, методологических и педагогических принципов на основании которых строится преподавание предмета ОРКСЭ (ОПКСЭ).

 

11. Анализ концепции и программы духовно – нравственного развития, авторами которых являются А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков

[16].

 Изучая общие положения Концепции А. Я. Данилюка читаем: «В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация  традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, и как следствие, - считает автор, - поспешным копированием западных форм жизни».

Данное высказывание в Концепции, считаем двусмысленным, так как его можно двойственно растолковать – или автор считает, что девальвация ценностей происходит из – за «копирования» западных форм жизни, но на это можно возразить - уровень западной культуры куда выше нынешней постсоветской. Или автор противопоставляет современное Российское общество – Западному? Далее автор, на наш взгляд, допускает еще одну ошибку в провозглашенном им праве свободы граждан, который является основой толерантности, как качества личности с ее правом на отличие: «В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни», как же можно утверждать этническую самобытность, когда в концепциях духовно – нравственного развития, где только что говорилось о индивидуальности личности ребенка звучат такие фразы. Может быть, деградация личности как раз и происходит, что приучаем подрастающее поколение становится общей массой. В дальнейшем тексте Концепции неоднократно употребляются подобные терминологические конструкции -  «Духовное единство», - хотя научно доказано, что к духовному единству прийти невозможно» [37], «духовно-нравственной консолидации российского общества», «консолидация многонационального народа» - российское общество не раз исторически доказывало свою консолидацию, одним из наглядных примеров может служить национальный подвиг народов СССР в Отечественной войне, в блокадном Ленинграде, и как тогда на фоне сплочения и объединения  всего многонационального народа были деструктирующие случаи, так  было в истории неоднократно. 

Переходя от основных положений Концепции духовно – нравственного развития Данилюка А. Я. к содержанию, можно выделить следующие структурные элементы - цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания. Автор считает: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [16].

Основные задачи религиозного курса автор определил следующим образом: «В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке,  индивидуально-ответственному поведению; готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения; развитие совести как нравственного самосознания личности,  способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями».

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания осуществляются на основе: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнерства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.

Основные понятия, которые устанавливает социальный заказ: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), формирование национальной идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов,  межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал,  базовые национальные ценности.

В заключение Концепции Александр Яковлевич Данилюк пишет: «Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:  истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков;  традиционных российских религий, а их всего 60; произведений литературы и искусства,  лучших образцов отечественной и мировой культуры;  периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;  фольклора народов России;  общественно полезной и личностно значимой деятельности;  учебных дисциплин; других источников информации и научного знания».

Моноконфессиональная концепция выстроена соответственно принципу культуросообразности, но мало отвечает принципу толерантности – к примеру, тезиса терпимости (как признания права на отличие) в концепции не предусмотрено. Документ имеет комплексный характер и предполагает личностно ориентированное обучение. Концепция А. Я. Данилюка тезисно излагает содержание материала данного курса ОРКСЭ, поэтому анализ фактического содержательного материала  нами не представлен. 

 

12. Программа духовно – нравственного развития и воспитания в образовательной системе «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева [83].

 В данной части анализа программ духовно – нравственного развития школьников рассматривались материалы, связанные с организацией и преподаванием религиозного обучения. В заключение для сопоставительного исследования проведем краткий анализ программы общеобразовательного курса «Программа духовно – нравственного развития и воспитания и воспитания в образовательной системе «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева», входящего в шестой модуль  предмета ОРКСЭ «Светская этика». В отличие от концепции программа – это документ максимально практичный, поэтому более приближен к образовательному процессу. Вот как характеризует свою программу Р. Н. Бунеев: «Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе  «Школа 2100» создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова),  где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения,  на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное  уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа. Цель и предназначение курса – помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. Для этого важно, перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее: Добрый, не причиняющий зла живому; честный и справедливый; любящий и заботливый; трудолюбивый и настойчивый; творящий и оберегающий красоту мира; стремящийся к знаниям и критично мыслящий; смелый и решительный; свободолюбивый и ответственный; самостоятельный и законопослушный; чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой; бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам; патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, города/села, России); толерантный (уважающий других, не похожих на него).

В соответствии с выбранной целью обучения и развития, для создания модели ученика Р. Н Бунеев определяет задачи программы: «Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас», далее поясняет, «Как правило, их группируют по 10 –11 «источникам нравственности» (человек, семья, гражданственность, искусство, наука, религия и т.п.). В программе же используется иная систематизация ценностей – по условным «направлениям воспитательной работы», которые образно отражают цели развития духовного мира школьников».

 

Глава

Воспитательные

направления

программы:

Название темы

Содержание

I.

Воспитательные

направления

программы:

Нравственное воспитание.

Задача:  Воспитание

нравственного

чувства,

этического

сознания.

Название раздела: Добрые чувства, мысли и поступки

1.

Человек

и люди.

 

Добро, правила морали и умение делать нравственный выбор

Взаимозависимость интересов личности и общества

Свобода и права личности

Честь и достоинство

Признание свободы, прав, чести и достоинства других людей, необходимость договариваться друг с другом, взаимодействовать

Разумное управление речью как гарантия достойных поступков личности

Дружба и взаимопомощь

Справедливость и милосердие

Духовная безопасность («добрый человек в  мире, где есть зло»)

Почитание родителей

Забота о старших, забота о продолжении рода

 

 

2.

Семья

 

Любовь и верность

Здоровье, достаток

Почитание родителей

Забота о старших и младших

Забота о продолжении рода.

II.

Направление

программы:патриотическое.

Задача:

гражданско-патриотическое воспитание Название раздела: Страна граждан.

3. Патриотизм

 

Любовь:

– к близким, друзьям, школе,

– к своей малой родине,

– к своему народу,

– к России,

и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам.

 

 

4. Гражданственность

 

Долг (перед семьёй, предками, страной)

Служение Отечеству

Закон и правопорядок

Правовое государство и гражданское общество

Многообразие культур и народов единой страны

Равенство культур и народов России

Толерантность (признание права другого быть «непохожим на тебя» и диалог разных людей)

 

 

5. Традиционные религии и светская культура

 

Свобода совести и вероисповедания

Представления традиционных религий и светской культуры о религиозных идеалах (вера, религиозное мировоззрение,  религиозная жизнь)

Толерантность в отношениях между верующими разных религий и атеистами.

 

 

6. Человечество

 

Многообразие культур и народов мира

Равенство и независимость народов и государств мира

Мир во всем мире

Международное сотрудничество

Прогресс человечества

III.

Направление

программы: Трудовое воспитание.

Задача: Воспитание трудолюбия, способности к помощи другим, познанию

Название раздела: Труд для себя и для других

7.

Труд и творчество

 

Трудолюбие  (значимость труда и потребность в нём)

Созидание и творчество (самоценность труда)

Уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Целеустремлённость и настойчивость

 

 

8.

Наука

Знание

Стремление к истине и критичность мышления.

Научная картина мира

IV.

Воспитательное направление: Физическое.

Задача: Воспитание здорового образа жизни.

Название раздела: Здоровье тела и духа

9.

Здоровье

Здоровье физическое и душевное (психологическое, нравственное)

Здоровье личное, близких и всех людей

Здоровье человека, общества и природы 

Здоровый образ жизни

 

V.

Воспитательное направление: Экологическое.

Название раздела: Природа – наш дом родной.

Задача: Выработать бережное отношение к природе.

10. Природа

Жизнь и эволюция

Природа родного края

Заповедная природа

Планета Земля

Экологическое сознание

 

VI.

Воспитательное направление: Эстетическое. Название: Красота спасет мир.

11.

Красота

Духовный мир человека

Красота в творениях природы и человека (искусство)

Гармония

 

 

В программе Р. Н. Бунеева содержится 6 смысловых блоков, поделенных на несколько тематических разделов. В программе указан понятийный перечень, которым должен овладеть ученик, ознакомившись с материалом учебного курса. Программа имеет только 4 темы, посвященных изучению мировых религий. Остальной материал знакомит учащихся с обществознанием, нормами поведения и законопорядка, несколько тем знакомят учащихся с взаимоотношениями в семье, 5 тем авторы учебника  уделяют знакомству с культурами мира. В программе Р. Н. Бунеева имеется материал трудовой, физической, экологической и научной направленности. На наш взгляд, программа духовно – нравственного развития и воспитания в образовательной системе «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева» имеет комплексный характер, ее культурологическое содержание полностью отвечает современным требованиям толерантности и культуросообразности. Авторы корректно подают материал о культурах и религиях мира, представители различных народностей, этносов и религий нашей страны признают ценность этих общекультурных аспектов. Все составляющие программы выверены с научной и юридической точки зрения. Программа содержит материал для внешкольной и внеурочной деятельности учащихся. В связи с вышесказанным, можно сделать вывод - программа может использоваться для преподавания комплексного курса ОРКСЭ или его модуля – «Светская этика».

Сопоставление содержания методических источников (концепций, программ, учебных пособий, учебников)  и их соответствие предъявляемым требованиям нормативным документам (Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), «Закону об образовании РФ», а также «Конвенции о правах ребенка РФ» и др.)  наглядно показывает допущенные авторами принципиальные ошибки (Анализ 1 - 11). Полное соответствие поставленных целей, задач, раскрывающего содержания программы мы находим в образовательной системе «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, З.И. Курцевой (Анализ 12).

Яндекс.Метрика  
© 2009 Частная христианская школа
Веб-дизайн и создание сайта: студия megagroup.