г.Малоярославец, Калужская обл., ул.Зелёная, д.3"Б"
+7 (48431) 2-31-69
http://www.mir-i-pravda.ru
e-mail:kovcheg@mir-i-pravda.ru
Skype:ludmilahoh

 

 

Новости

Продление лицензии на образовательную деятельность прошло успешно!

 01.03.2014  

лицензияЧОУ "Ковчег" продлила действующую лицензию на образовательную деятельность! Благодарим всех участвующих в этом мероприятии. Выражаем особую благодарность родителям учащихся, которые своими молитвами поддерживали администрацию школы в оформлении документов на получение новой лицензии.
 

подробнее...

21 июня 2013 года 11 выпускников 9 класса получили аттестаты о неполном среднем образовании государственного образца. Поздравляем наших выпускников!

 21.06.2013  

 

подробнее...

12 июня 2013 в ЧОУ "Ковчег" прошел выпускной праздник.

 15.06.2013  

на сайт выпуск 2013

подробнее...

Экукурсия в краеведческий музей

 14.04.2013  

28.03.2013 г. учащиеся 7 класса совершили экскурсию в краеведческий музей г. Калуга

интересные раковины

подробнее...

У первоклассников прошел праздник Прощание с Букварем.

 19.03.2013  

Первоклассники  попрощались с Букварем.

подробнее...

сегодня %D, %d %M %y года
время: %h~:~%m~:~%s


.
Мир с Богом
христианская газета

 



2. 3. Проблемы введения религиозного обучения

Процесс  модернизации отечественного образования возможен лишь на основе национальной толерантности между консервативной и либеральной педагогическими парадигмами, благодаря которой будут сдерживаться процессы межэтнической, межконфессиональной, межличностной напряженности. Как показывает история развития российского образования нерешительность, непоследовательность в проведении реформ, недостаточность  научно-теоретической  разработанности  в  политико- образовательной сфере, недооценивание межнациональных этнокультурных и религиозных факторов, сопровождающих эти процессы,  приводят к расколу общества, рождают множество неразрешимых проблем, влияющих на формирование современного российского общества, определяющих ее отставание в культурном и экономическом плане. При  разработке  учебно - методических материалов для  образовательного  процесса необходим конструктивный диалог между представителями  консервативной  и  либеральной  педагогических парадигм, основанный на «интеллектуальной честности», взаимной толерантности как понимание и уважение иной точки зрения в сочетании с установкой на согласование позиций. Существует явная потребность в создании целостной нравственно обоснованной концепции национальной образовательной политики, учитывающей  мировые инновационно - образовательные тенденции и российские педагогические  традиции. Остановимся на нескольких самых распространенных проблемах, сложившихся с введение в школьную программу предмета ОРКСЭ.

Проблема 1. Отсутствие кадровой базы для проведение 6 модулей ОРКСЭ.

Реализация нового школьного курса ОРКСЭ выявила, что между теорией и практикой преподавания дисциплины достаточно большая дистанция. Неподготовленность педагогических кадров приводит к ситуации, когда во многих образовательных учреждениях приходится только по одному специалисту по данному предмету, соответствующее положение не допускает преподавания всех 6 модулей курса, как предусматривалось по теории [35, 79]. На сайте А. В. Бородиной было помещено мнение преподавателя, который преподает ОПКСЭ, приведем его без сокращений: «Каждый из нас занят самостоятельными поисками ответов на возникающие вопросы и проблемы, при этом мы во многом обречены на «варку в собственном котле», этот предмет является новым для каждого из нас. При этом никто из нас сам подобного курса не изучал ни в школе, ни в вузе. Мы сразу же оказывается в положении учителей работающих по принципу: «Вечером выучил, утром пересказал». Никто из нас не является одинаково компетентным в православной, иудейской, мусульманской, буддийской культурах, а также специалистом по светской этике» (Сайт А. В. Бородиной). Другие преподаватели высказывают сомнения в качестве своего преподавания в силу собственных личных качеств, так как важнейшим компонентом предмета является духовно – нравственное воспитание, и как не удивительно именно это стало трудным для определенной части учителей. Поверхностное преподавание религиозных истин, а еще хуже дилетантское, может привести к искажению религиозных аспектов в сознании детей. Преподавание религиозных предметов в конфессиональных учреждениях предполагает, религиозное отношение к предмету самого учителя, а в массовой школе такое сочетание крайне редко, чаще преподавание ведут специалисты в педагогике, есть случаи, когда предмет ОРКСЭ преподается учителями, совершенно незнающими основ христианского учения. Разумеется, предмет имеет широкую практическую и социальную направленность, которая требует большей подготовки. Трудность появляется в том случае, когда приходится вести несколько параллелей сразу, да еще по двум – трем модулям, происходит выхолащивание духовной и идейной стороны предмета, что недопустимо для предмета, предусматривающему духовность и нравственность как основу. Следовательно, теряется главная цель преподавания предмета, существует вероятность обратного эффекта [83].  Преподавание только одного модуля может привести к деформированию детского сознания, связанного с представлением, что Российская история и культура – православное явление, а также может способствовать противостоянию в детском коллективе «неправославным».

Проблема 2. Отсутствие методической и научно – теоретической базы для проведения ОРКСЭ.

Можно выделить ряд проблем, связанных с разработкой  учебно – методической литературы: разработкой учебников и учебные пособий по ОПКСЭ могут только ученые, методисты - профессионалы в соответствующей учебной области; так большинство учебников, по которым преподается ОРКСЭ во многих отечественных школах не прошли государственной экспертизы Министерства образования РФ, следовательно, такие учебные пособия не могут быть использованы в обучении. В рассмотренном нами методологическом аспекте можно говорить об отсутствии учебных пособий по 5 модулям ОРКСЭ: «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культу­ры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» [35]. Последний модуль «Основы светской этики» частично разработан авторским коллективом под руководством Р. Н. Бунеева.  Считаемый сначала как экспериментальный, где можно допустить определенный процент неподготовленности, ОПКСЭ быстро распространился на все учебные заведения России, к сожалению, сохранив прежние недоработки. Поспешное введение и использование  учебных пособий, в которых не выверен основной материал, имеющих содержательную и структурную нагрузку, в соответствии с авторским пристрастием подвергающихся критике психологами, правоведами и самими же православными деятелями,  считается непродуманным и недопустимым [29, 33, 37, 38]. К сожалению, просматривается определенная тенденция  в Российском образовании - внедрять нововведения до подготовки условий внедрения нововведения: широкомасштабное распространение учебных пособий раньше, чем определятся общие принципы преподавания нового предмета, система его организации, программно – методические установки.

Проблема 3. Отсутствие свободного культурно – религиозного и светского выбора для ребенка и родителя.

Третья проблема является следствием двух первых. Достаточно большая часть родителей учащихся и сами ученики оказываются в нервозной ситуации насильственного вынуждения принимать тот модуль, который школа в состоянии предложить за недостатком образовательной базы [68].

Проблема 4. Конфликтность ситуации с нормами права.

Создание вышеизложенных проблем, сразу же влечет за собой нарушение Российского законодательства, которое закрепляет демократический принцип образования и правовой статус личности.

Проблема 5. Мировоззренческая.

В соответствии с тем, что государство светское по Конституции, поликонфессиональное по религиозному составу и многонациональное по этническому составу, то сведение общекультурных ценностей общества к одному моноконфессиональному подходу будет регрессивно сказываться на менталитете нации, а следовательно ее национальной культуре [81]. Можно предположить, что подобный процесс приведет к появлению «новой породы людей», консервативно закрытой для толерантного мышления и сознания.    

На наш взгляд, самый лучший способ консолидации и выхода из сложившихся проблем – введение в уже имеющиеся учебники истории более обширного материала по религиям мира (что всегда и делали добросовестные учителя). Ввести общий для всех предмет светской этики или включить дополнительный материал в уже имеющиеся учебники «Обществознание», «Детская риторика» «Филология», «Искусство». А более глубокое изучение православной культуры и религии,  в индивидуальном порядке, может осуществляться в православных или конфессиональных образовательных учреждениях.

Проведенное исследование позволило выявить оптимальное и действительно возможное решение, способствующее преодолению возникших проблем, связанных с введением в школьную программу  духовно – нравственного компонента, стабилизирующего ситуацию национально традиционного  воззрения, сохранения и преемственности в отечественном образовании и национально – толерантного подхода к модернизации образования, что в соответствии с мировыми образовательными тенденциями ориентируется на общечеловеческие ценности, в сочетании с инновациями, отдавая  приоритет информатизации и технологизации обучения и  цивилизационному  развитию. Несмотря на различие содержания и функций каждого исследуемого нами педагогического воззрения, объединяющим началом во всех УМК  является их гуманистическая направленность.

Яндекс.Метрика  
© 2009 Частная христианская школа
Веб-дизайн и создание сайта: студия megagroup.