г.Малоярославец, Калужская обл., ул.Зелёная, д.3"Б"
+7 (48431) 2-31-69
http://www.mir-i-pravda.ru
e-mail:kovcheg@mir-i-pravda.ru
Skype:ludmilahoh

 

 

Новости

Продление лицензии на образовательную деятельность прошло успешно!

 01.03.2014  

лицензияЧОУ "Ковчег" продлила действующую лицензию на образовательную деятельность! Благодарим всех участвующих в этом мероприятии. Выражаем особую благодарность родителям учащихся, которые своими молитвами поддерживали администрацию школы в оформлении документов на получение новой лицензии.
 

подробнее...

21 июня 2013 года 11 выпускников 9 класса получили аттестаты о неполном среднем образовании государственного образца. Поздравляем наших выпускников!

 21.06.2013  

 

подробнее...

12 июня 2013 в ЧОУ "Ковчег" прошел выпускной праздник.

 15.06.2013  

на сайт выпуск 2013

подробнее...

Экукурсия в краеведческий музей

 14.04.2013  

28.03.2013 г. учащиеся 7 класса совершили экскурсию в краеведческий музей г. Калуга

интересные раковины

подробнее...

У первоклассников прошел праздник Прощание с Букварем.

 19.03.2013  

Первоклассники  попрощались с Букварем.

подробнее...

сегодня %D, %d %M %y года
время: %h~:~%m~:~%s


.
Мир с Богом
христианская газета

 



Выступление на защите

I часть

Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии, Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа Зайцевой Янины Александровны «Проблемы раннего религиозного образования в Российской школе».

Актуальность данной работы заключается в том, что процесс развития образования являются важными для любого общества и государства, так как с воспитанием подрастающего поколения связано будущее любой страны. Сегодня важнейшей задачей школы становится подготовка социально активной личности школьника, обладающей высоким уровнем культуры, умеющей понимать и ценить мнения, не похожие на его собственную позицию, личность, способную принимать самостоятельные решения, быть максимально подготовленной к современной жизни, и при этом не утратить духовно – нравственных качеств. В связи с этим в современной педагогике назрела насущная потребность воспитания в подрастающем поколении гражданских и нравственных качеств. Одним из вариантов решения данной проблемы предложено религиоведческое и религиозное образование в массовой школе. Но как совместить религиозное образование в светском государстве, которое к тому же, многонациональное и многоконфессиональное. В обществе поляризировались две точки зрения: часть научной и педагогической общественности считает, что только Православие является культурообразующим фактором формирования  Российского государства и его и стоит преподавать, но в многонациональном государстве есть и другая точка зрения, что в культуру России внесли вклад представители многих этносов и значимость их вклада в истории доказана.

 

Проблема нашего исследования может быть сформулирована следующим образом: «Какова значимость этнокультурного и религиозного влияния на  формирование образования России?»

Цель данного исследования заключается в том, чтобы раскрыть сущность и роль этнокультурного и религиозного влияния на сферу образования России с древних времен по настоящее время.

Объект исследования – развитие народного образования России с древнейших времен до нашего времени.

Соответственно предметом исследования является – этнокультурное и религиозное влияние на систему образования России.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:  

- определить черты взаимоотношений России с другими государствами, спроецировав их на область народного образования;

- выявить основные формы образовательной деятельности Русской Православной церкви;

-  определить содержание и формы современного этико - религиозного образования;

- определить проблемы введения религиозно - познавательного курса и пути их решения.

Используемые методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ различного рода информационных материалов; анализ и обобщение исторических фактов и педагогических трудов; выявление тенденций и закономерностей развития российской школы. При эмпирическом анализе и отборе собственно религиозного материала нами применялся сравнительно-религиоведческий подход, при котором мы сопоставляли и анализировали концепции, программы и учебники, относящиеся к объекту изучения темы. В качестве источников использовалось значительное количество исторических материалов и педагогической литературы, нормативные правительственные документы, образовательные стандарты, концепции и программы, учебники, учебные пособия,  материалы периодики, религиозные первоисточники (Библия, Евангелие), церковные издания. Еще одним эмпирическим источником дипломной работы явились данные, связанные с социологическими опросами, в которых при помощи изучения общественного мнения исследуются проблемы раннего религиозного образования учащихся с точки зрения отношения российского общества на введение духовно – нравственного предмета в структуру школьного образования.   

Гипотеза заключается в предположении, что устранение противоречий в системе образования Российской Федерации возможно при учете конфессиональных,  этических и  этнокультурных особенностей обучающихся.

На основе теоретического анализа нами выявлено, существует необходимость нового интернационального подхода к культурно - религиозному достоянию народов и национальностей, составляющих современную Российскую Федерацию, ведь Россия обладает уникальным национальным и конфессиональным составом, на ее территории проживает свыше 160 наций и народностей и действует 62 конфессии. В соответствии с задачами мы разделили наше исследование на 4 этапа.  Первый этап рассматривает решение задачи об исторически сложившихся взаимоотношениях России с другими государствами, спроецировав их на область народного образования.

В ходе исследования мы доказали, что тесные этнокультурные контакты славян и скандинавов, в Ладоге и распространившиеся затем на район будущего Новгорода, были важнейшим фактором возникновения в середине IX века первого русского протогосударства. Принятие христианства через Византию послужило проводником византийского влияния на Русь и внесло новое наполнение в русское воспитание. В отечественном образовании есть примеры гармоничного сочетания национальной самобытности с широким ориентированием на цивилизованный мир того времени. Примером будет царствование Ярослава Мудрого, прорубившего окно в Европу - Петра I, цербской принцессы Екатерины II, реформатора Александра II. Мы рассмотрели основные формы образовательной  деятельности РПЦ, и выяснили, что в истории были периоды, когда она выступала плодотворным инициатором развития народного образования, и провели анализ ее деятельности в годы клирикализации и   политики идиологического застоя.

ВЫВОД: При проведенном историческом анализе мы определили, что вклад в культурообразующее основание России внесла не только Православная религия и культура, но и, как показало исследование, существенную культурообразующую роль  имели многие этносы, в том числе представители Восточных и Западных государств.

II часть

Во второй части нашей работы мы рассмотрели две последние поставленные задачи, а именно:

-  определить содержание и формы современного этико - религиозного образования;

- определить проблемы введения религиозно - познавательного курса и пути их решения. В связи с этим в современной педагогике и образовании появляется ориентированность на духовно-нравственное развитие и воспитание уча­щихся. Ряд авторов как теоретических, так и практических разработок в качестве важнейшего обра -зовательного компонента указывают на введение религиозного предмета. Изучив современные методологические материалы, по содержанию и формам курса можно сделать вывод, что сложились два подхода к религиозному образованию: поликонфессиональный, предполагающий изучение православной культуры в контексте истории мировых религий, и моноконфессиональный, сохранивший  традиционный православный, входящий в образовательную программу, обязательный для изучения предмет. Различают также религиоведческое образование, предполагающее изучение религии с научной точки зрения, и религиозное образование, где предметом изучения выступает Закон Божий. Министерством образования РФ предусмотрена форма  модульного внедрение религиоведения в существующие предметы гуманитарного цикла.

   Строго конфессиональная, добровольная, внеурочная форма обучения религии - воскресные школы. В методическом письме Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2010 года определены 6 модулей изучения основ религиозных культур и светской этики, где также предусмотрена форма выбора ученика и родителя вообще не изучать религиозно – этический курс, с заменой соответствующих часов иными предметами.

Таким образом, приходим к выводу: результатом духовно-нравственного воспитания должно стать полное внутреннее согласие каждого учащегося с тем, что духовно – нравственные основы и другие предлагаемые понятия являются для учащегося жизненно важной ценностью. 

Задача 4.  Определить проблемы введения религиозно - познавательного курса и пути их решения. 

   Переходя к последней поставленной задаче дипломной работы – «выявлению проблем, возникших с введением религиозного курса», нами проведены анализы методической и учебной литературы курса ОРКСЭ, периодической печати, материалов СМИ.

Проблема 1. Рассмотрены УМК нескольких авторов и авторских коллективов, представленных в виде таблиц. Общим недостатком анализируемых источников, на наш взгляд, является несоответствие заявленных концептуальных задач и содержания УМК. Например, А. В. Бородина заявляет в задачах своей программы рассмотрение этноконфессиональных российских особенностей развития государства [3, 4, 5, 6]. На самом деле в изученных нами учебных пособиях для 1, 2, 3, 4 классов, автор ограничивается рассмотрением только Православия и Православной культуры. Наше исследование выявило неудачный подбор иллюстративного материала, несоответствие содержания текстов общедидактическим принципам. УМК не получили рекомендации экспертного совета Министерства образования РФ.

В рассмотренном нами методологическом аспекте  можно говорить об отсутствии учебных пособий по 5 модулям ОРКСЭ: «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культу­ры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Последний модуль «Основы светской этики» частично разработан авторским коллективом под руководством Р. Н. Бунеева. 

Таким образом, выявляется первая проблема отсутствия методической и научно – теоретической базы, возникшая с введением ОРКСЭ.

Проблема  2. Отсутствие кадровой базы для проведения 6 модулей ОРКСЭ. Преподавание только одного модуля может привести к деформированию детского сознания, связанного с представлением о том, что Российская история и культура – православное явление, а также может способствовать противостоянию в детском коллективе «неправославным».

Проблема 3. Следствием двух первых проблем становится отсутствие свободного культурно – религиозного и светского выбора для ребенка и родителя, что становится нервозной ситуацией насильственного вынуждения принимать тот модуль, который школа в состоянии предложить.

Проблема 4. Конфликтность ситуации с нормами права.

Создание вышеизложенных проблем  сразу же влечет за собой нарушение Российского законодательства, которое закрепляет демократический принцип образования и правовой статус личности.

Проблема 5. Мировоззренческая. В соответствии с тем, что государство светское по Конституции, поликонфессиональное по религиозному составу и многонациональное по этническому составу, то сведение общекультурных ценностей общества к одному моноконфессиональному подходу будет регрессивно сказываться на ментальном уровне национального самосознания.

Появление учебных программ, пособий, учебников, содержащих порой полярные точки зрения на общечеловеческие ценности, исторические факты, путаница в понятийном аппарате педагогической литературы  мешает выработке, соответствующей современным реалиям, концепции национальной политики в области отечественного образования. Различие в ценностных ориентациях педагогов может привести к деформации сознания молодого поколения, дезориентации в нравственных идеалах и, как следствие, к моральному  цинизму и ксенофобии. Современные отечественные педагогические концепции при  отсутствии  национальной  толерантности создают определенные «смысловые барьеры» во взаимопонимании  ученых, учителей и руководителей органов управления образованием, что становится серьезной проблемой системы образования. Конструктивный диалог  между  противоположными позициями может состояться,  если  между  субъектами  или  социальными  группами  существует  взаимопонимание на основе толерантности — примирение с инакомыслием  и уважение взглядов других людей, которые имеют образовательную ценность и заслуживают внимания. Таким образом, толерантность есть «золотая середина» - равновесие  между  двумя  позициями, характеризующееся активной сознательной социальной позицией, гуманистической направленности, стремление к диалогу и нахождение общих точек зрения (возможность расхождения в частностях, но схождение в основном) для построения гармоничных и доброжелательных отношений с различными субъектами нации.

 Возможное решение проблем, на наш взгляд, самый лучший способ консолидации и выхода из сложившихся проблем – введение в уже имеющиеся учебники истории более обширного материала по религиям мира (что всегда и делали добросовестные учителя). Ввести общий для всех предмет светской этики или включить дополнительный материал в уже имеющиеся учебники «Обществознание», «Детская риторика» «Филология», «Искусство», а также дополнить. А более глубокое изучение православной культуры и религии  в индивидуальном порядке  может осуществляться в православных или конфессиональных образовательных учреждениях.

Обобщая вышеизложенное, сделаем вывод: без нравственно обоснованной внутренней государственной образовательной политики, гармонизации консервативной и либеральной педагогических парадигм, осуществляемый только на принципах уважения и терпимости, невозможно качественное развитие отечественного образования, гарантирующее ему достойную внешнюю образовательную  политику — конкурентоспособность, равноправную и свободную интеграцию в  мировое образовательное пространство.

Из проведенного нами исследования ясно, что выдвинутая гипотеза – «Устранение противоречий в системе образования Российской Федерации возможно при учете конфессиональных  этических и  этнокультурных особенностей обучающихся», подтвердилась.

Материалы исследования могут быть использованы учителями начальной и средней школы  как ознакомительный материал по организации религиозного обучения, а также для краткого анализа с содержанием концепций, программ и учебников по ОРКСЭ. (4 мин)

Яндекс.Метрика  
© 2009 Частная христианская школа
Веб-дизайн и создание сайта: студия megagroup.