г.Малоярославец, Калужская обл., ул.Зелёная, д.3"Б"
+7 (48431) 2-31-69
http://www.mir-i-pravda.ru
e-mail:kovcheg@mir-i-pravda.ru
Skype:ludmilahoh

 

 

Новости

Продление лицензии на образовательную деятельность прошло успешно!

 01.03.2014  

лицензияЧОУ "Ковчег" продлила действующую лицензию на образовательную деятельность! Благодарим всех участвующих в этом мероприятии. Выражаем особую благодарность родителям учащихся, которые своими молитвами поддерживали администрацию школы в оформлении документов на получение новой лицензии.
 

подробнее...

21 июня 2013 года 11 выпускников 9 класса получили аттестаты о неполном среднем образовании государственного образца. Поздравляем наших выпускников!

 21.06.2013  

 

подробнее...

12 июня 2013 в ЧОУ "Ковчег" прошел выпускной праздник.

 15.06.2013  

на сайт выпуск 2013

подробнее...

Экукурсия в краеведческий музей

 14.04.2013  

28.03.2013 г. учащиеся 7 класса совершили экскурсию в краеведческий музей г. Калуга

интересные раковины

подробнее...

У первоклассников прошел праздник Прощание с Букварем.

 19.03.2013  

Первоклассники  попрощались с Букварем.

подробнее...

сегодня %D, %d %M %y года
время: %h~:~%m~:~%s


.
Мир с Богом
христианская газета

 



Главная » ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ » Статья директора ЧОУ "Ковчег" о введении в школах предмета "Основы православной культуры"

Статья директора ЧОУ "Ковчег" о введении в школах предмета "Основы православной культуры"

Поликонфессиональный эксперимент

Недавно моё внимание привлек заголовок статьи «Основы православной культуры» будут преподавать во всех школах области», опубликованной в нашей малоярославецкой газете «Маяк». Автор статьи, Елена Степина, предложила читателям газеты  высказать своё мнение на введение в школьную программу района нового экспериментального предмета «Основы православной культуры». В статье опубликованы мнения жителей города, в том числе протоиерея А. Лобашинского.

     Я являюсь учителем истории и обществознания, поэтому мой интерес к этой теме понятен, в связи с чем я  решила высказать свою точку зрения.

    Желание ввести предмет, где будут подниматься вопросы духовного самосознания и нравственного образования подрастающего поколения вполне понятно и, на мой взгляд, тема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых серьезных и востребованных вызовов времени в современном обществе. Без решения нравственных задач теряют смысл и самые прогрессивные модели реформирования иных сфер общественной жизни. Это беспокоит сегодня многих.

Но нельзя забывать о том, что наше государство светское по Конституции, а население поликонфессиональное по своему составу. Поэтому, с моей точки зрения, в целях общественного согласия в государственной системе образовании акцент должен ставиться не на конфессиональные особенности, а на категории нравственности, добродетели, светской этики и т. п. Материала в этой сфере наработано более, чем достаточно. Представители различных народностей, этносов и религий признают  ценность общекультурных аспектов.

Сведение же общекультурных ценностей общества к такому узкому вопросу, как основы православной культуры, чуждо системе государственного светского образования, приводит к напряжению между людьми, исповедующими различные религии либо не исповедующими никакой религии. Мне говорят сторонники вышеупомянутого курса: «Это же не насаждение религии, а всего лишь экскурс в культуру и историю». А разве возможно говорить об «Основах православной культуры» и при этом не говорить о Православии? Любой опытный учитель задаст вопрос, возможно ли преподавать любой культурно-нравственный материал и не показать при этом своего личного отношения, понимания? Личное отношение дети улавливают без слов, и всё сказанное принимают за неоспоримую истину. А если в классе «обнаружатся» сторонники неправославной культуры, то конфликт закладывает сам учитель.  Еще страшнее, когда такой материал будет давать  педагог, далекий от личного понимания общехристианских ценностей, лежащих в основании этих вопросов. Его собственный взгляд может быть далёк от этих ценностей, и он достигнет в детях совершенно противоположного результата.

На мой взгляд, проживая в светском государстве, использование подобной терминологической конструкции: «православная культура» в названии общеобразовательной дисциплины недопустимо, по причине возможной конфликтности с нормами права. Разумней не создавать причин для разжигания вражды на этнической и религиозной основе,  так как культура может быть русской, французской  и т. д., а Православной является  только вера.

Мировая и отечественная культура широко рассматривается в курсе общеобразовательных программ по истории в каждом классе, развитие Православия рассматривается очень подробно.

 Я считаю, что введение в школьную программу  такого предмета  будет ущемлять права неправославных и к нарушению одного из основополагающих прав свободы личности -  свободы совести. Ее провозглашение является важнейшим достижением нашего общества и непременным условием правовой демократии. В Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (36/55, ООН 25.11.1981 г.) закреплен принцип: «право давать религиозное или иное мировоззренческое воспитание и образование своим детям; право ограждать своих детей от религиозного или иного мировоззренческого образования и воспитания». Конвенция о правах ребенка (44/25,ООН от 20.11.1989 г.) послужила моделью при определении стандартов прав российской Конвенции о правах ребенка, в статье 14.1 которой сказано: «Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии». Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит: «Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации. ...обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

         При преподавании обществознания девятиклассникам по теме «Свобода совести» мы приводим слова в учебнике Л. Н. Боголюбова «не допускается навязывание ребенку религиозного сознания или атеистических убеждений вопреки желанию родителей», и тут же, к примеру, на следующем уроке православной культуры учащемуся иного вероисповедания или иных убеждений будут в качестве обязательного предмета навязывать пропаганду конфессиональных традиций. Не противоречим ли мы сами себе? Я недавно поинтересовалась  у одного ученика, родители которого исповедуют Протестантизм, как ему новый предмет? Ученик озадаченно ответил: «меня спросили: «Для чего в православии нужны обряды?», я не ответил и мне поставили неудовлетворительную оценку. Другие родители - протестанты поведали мне, что на них оказывали давление в школе, заставляли детей посещать уроки православной культуры с угрозой поставить в аттестат по этому предмету неудовлетворительную оценку. Этим родителям удалось отстоять права своего ребенка и отношения с администрацией школы урегулировались. А сколько переживаний, унижений испытывают другие родители и дети.

    В нашей Конституции провозглашено: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» , этот принцип является важнейшим постулатом для правового статуса личности. Президент Д. А. Медведев отмечал, что ученики и их родители могут сами выбирать конфессиональный предмет - основы православной, мусульманской, иудейской или буддистской культуры, может быть разработан общий курс по истории религий России. Кроме того, Президент указал на необходимость предоставить желающим право изучать основы светской этики. «Выбор учеников и родителей должен быть добровольным. Любое принуждение в этой сфере будет контрпродуктивным», - заметил Д.А. Медведев (21 июля 2009 г. совещание в резиденции «Барвиха»). Мировая и отечественная история изобилуют примерами клерикализации и идеологизации институтов власти и межрелигиозных конфликтов.

Российская Федерация - многоконфессиональное государство, призываю быть крайне осторожным с введением таких обширных экспериментов!

С уважением, Я. А. Зайцева

Калужская область,

г. Малоярославец


Яндекс.Метрика  
© 2009 Частная христианская школа
Веб-дизайн и создание сайта: студия megagroup.