г.Малоярославец, Калужская обл., ул.Зелёная, д.3"Б"
+7 (48431) 2-31-69
http://www.mir-i-pravda.ru
e-mail:kovcheg@mir-i-pravda.ru
Skype:ludmilahoh

 

 

Новости

Продление лицензии на образовательную деятельность прошло успешно!

 01.03.2014  

лицензияЧОУ "Ковчег" продлила действующую лицензию на образовательную деятельность! Благодарим всех участвующих в этом мероприятии. Выражаем особую благодарность родителям учащихся, которые своими молитвами поддерживали администрацию школы в оформлении документов на получение новой лицензии.
 

подробнее...

21 июня 2013 года 11 выпускников 9 класса получили аттестаты о неполном среднем образовании государственного образца. Поздравляем наших выпускников!

 21.06.2013  

 

подробнее...

12 июня 2013 в ЧОУ "Ковчег" прошел выпускной праздник.

 15.06.2013  

на сайт выпуск 2013

подробнее...

Экукурсия в краеведческий музей

 14.04.2013  

28.03.2013 г. учащиеся 7 класса совершили экскурсию в краеведческий музей г. Калуга

интересные раковины

подробнее...

У первоклассников прошел праздник Прощание с Букварем.

 19.03.2013  

Первоклассники  попрощались с Букварем.

подробнее...

сегодня %D, %d %M %y года
время: %h~:~%m~:~%s


.
Мир с Богом
христианская газета

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной работе комплексно исследуется проблема формирования Российской школы и влияния на этот процесс этнокультурных, в том числе религиозных факторов в контексте общеисторических процессов X – XXI веков. Проведенный анализ взаимоотношений России с другими государствами, спроецированный на область народного образования, помог выявить исторические периоды тесного этнокультурного сотрудничества и социально – экономического  подъема с периодами национальной политической консервации и ситуацией застоя.

Задача состояла в том, чтобы показать необходимость нового интернационального подхода к культурно - религиозному достоянию народов и национальностей, составляющих современную Российскую Федерацию, ведь Россия обладает уникальным национальным и конфессиональным составом, на ее территории проживает свыше 160 наций и народностей и действует 62 конфессии. [49]. При этом узко-национальное самосознание, моноконфессионализм, с отметанием всякого инакомыслия, как вредного или буржуазного (хотя от последнего мы избавились), рассматриваются как атрибуты прошлого, не соответствующего новой государственной политике.

Задача 1

Определить черты взаимоотношений России с другими государствами, спроецировав их на область народного образования.

В ходе исследования мы доказали, что тесные этнокультурные контакты славян и скандинавов, возникшие в VIII веке в Ладоге и распространившиеся затем на район будущего Новгорода, были важнейшим фактором в истории этого региона, приведшего к формированию в середине IX века первого русского протогосударства. Открытие в Моравском княжестве  первой школы с преподаванием на славянском языке  впоследствии  явилось основанием для развития образования на Руси первых государственных учебных учреждений. Первым учредителем был  князь Владимир. Принятие христианства через Византию послужило проводником византийского влияния на Русь и внесло новое наполнение в русское воспитание. До XI века отечественное образование гармонично сочетало в себе национальную самобытность с широким ориентированием на цивилизованный мир того времени. После разделения церкви на Западную и Восточную  Русь стала продолжательницей идейных воззрений последней, следовательно, и образовательная политика получила соответствующий ориентир. При проведенном историческом анализе мы определили, что вклад в культурообразующее основание России внесла не только Православная религия и культура, но и, как показало исследование, существенную культурообразующую роль  имели многие этносы, в том числе представители Восточных и Западных государств. В XIII веке обозначились две оппозиционные тенденции: политического и культурного взаимодействия с Западной Европой (Новгород, Смоленск, Русь Литовская) и противостоящей ей оппозиции, которая считала, что лучше платить дань ордынцам, но дистанцилизироваться от Западного мира (Северо – Западная Русь, Московское княжество). Постепенно в русской ментальности произошел процесс превалирования традиции над инновацией, характерный для стран Востока. Попытки изменения ориентирования культуры с восточной на западную были предприняты в Петровский период,  они натолкнулись на ментальную обрядовую приверженность, свойственную славянскому этносу. Примером взаимодействия двух культур, русской и западноевропейской, послужило возникновение в Москве иностранного поселения Немецкая слобода, продемонстрировавшего толерантное уживание различных культурных и религиозных этносов. Реформы Петра I подняли Россию на новый экономический уровень, но неразрешенная проблема консолидации национальной преемственности с западной интеллектуальностью стала предпосылкой к возникновению идеологического противостояния  в обществе, что впоследствии явилось причиной массовых народных волнений. Впоследствии петровские  либеральные ценности сменились консервативными ценностями эпохи  «Просвещенного абсолютизма». Продолжательницей петровских идей быстрого приобщения России к цивилизованному миру  была цербская принцесса Екатерина II, внесшая свое этнокультурное влияние в развитие Отечества. Ее система взглядов и духовных ценностей сопровождалась благоговением перед  западноевропейской  культурой и некоторым пренебрежением  отечественного педагогического опыта.

Задача 2

Выявить основные формы образовательной деятельности Русской Православной церкви.

 Установлено, что  с XVIII века для истории отечественного  образования характерна  постоянная  инверсия педагогических  парадигм. Соответственно, противоречивость государственной деятельности, проявившаяся в смене  реформ  и  контрреформ, способствовала такой же непоследовательности и в области образования. Во второй  половине XVIII века попытки преодоления пренебрежения к национальной культуре  были предприняты М. В. Ломоносовым, Н. И. Новиковым, деятельность которых была проявлением своеобразной национальной толерантности в отечественной педагогике и образовании — согласования европейского образования с «национальной самобытностью». Позитивный вклад «людей новой породы» в истории государства не остался незамеченным.

           В  Николаевскую  эпоху  происходило усиление клерикализации  школьной политики, сократился курс общеобразовательных предметов, в школе был  введен полицейский надзор. Концептуальную основу отечественного образования составила доктрина «охранительного просвещения», а идеологическими принципами образовательной  политики - «православие, самодержавие, народность» (С. С. Уваров).

           Преобразования 60-х годов стали переломным моментом в истории российского государства, важной  частью которых была школьная реформа, носившая системный характер. Это свидетельствовало о  начавшемся  впервые в истории отечественного образования конструктивном  взаимодействии государства (власти) и общества (педагогического сообщества). Тогда же разворачиваются общественные дискуссии о путях русской школы. Православные издания отстаивали религиозный характер образования, а общественные земства – светский. Наблюдались периоды ужесточения контроля со стороны власти и Русской православной церкви, их клирикального сближения, а именно в дореволюционную эпоху в период обер-прокурорства в Святейшем Синоде К.П. Победоносцева.

  Можно сделать вывод о недальновидности церковно-государственной политики, приводящей к расколу общества, дезориентации нравственных идеалов, снижению качества отечественного образования,  формированию  «догоняющего»  по  отношению  к  Западным  странам типа образования.

Задача 3

 Определить содержание и формы современного этико - религиозного образования.

 На рубеже XIX — XX веков приверженность правительства к классической  консервативной образовательной политике уже не отвечала требованиям российской действительности того периода: усилилась  общественная и частная  инициативы  в  образовательной  сфере,  активизируя  общественно-педагогическое движение за реформирование народного образования. Далее объектом нашего исследования была Советская  педагогика и образование, которая до середины 50-х годов существовала  сначала в условиях беспорядочного сочетания элементов разных идеологических направлений, а затем — в условиях  радикально - идеологической  интолерантности. Для  отечественного образования второй половины XX века характерна политика приоритета производственного обучения, математических и естественных наук. Такая ситуация привела к нарушению сбалансированности отечественного  образования  и  состоянию «духовно-нравственного  вакуума»  в обществе.   В результате обострились противоречия между  потребностями общества и государства, при возрастающей необходимости нравственного образования подрастающего поколения в условиях дестабилизации общества постсоветского периода. В связи с этим в современной педагогике и образовании появляется ориентированность на духовно-нравственное развитие и воспитание уча­щихся. Ряд авторов как теоретических, так и практических разработок в качестве важнейшего образовательного компонента указывают на введение религиозного предмета. Изучив современные методологические материалы, по содержанию и формам курса можно сделать вывод, что сложились два подхода к религиозному образованию: поликонфессиональный, предполагающий изучение православной культуры в контексте истории мировых религий, и моноконфессиональный, сохранивший  традиционный моноконфессиональный, входящий в общую образовательную программу, обязательный для изучения предмет. Различают также религиоведческое образование, предполагающее изучение религии с научной точки зрения, и религиозное образование, где предметом изучения выступает Закон Божий. Методическим письмом Министерства образования РФ рекомендуется модульное внедрение еще одной формы преподавания религиоведения – внедрение (с возможностью выбора)  в существующие предметы гуманитарного цикла.

   Строго конфессиональная, добровольная, внеурочная форма обучения религии - Воскресные школы. В методическом письме Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2010 года определены 6 модулей изучения основ религиозных культур и светской этики, где также предусмотрена форма выбора ученика и родителя вообще не изучать религиозно – этический курс, с заменой соответствующих часов иными предметами.

Таким образом, приходим к выводу: результатом духовно-нравственного воспитания должно стать полное внутреннее согласие каждого учащегося с тем, что духовно – нравственные основы и другие предлагаемые понятия являются для учащегося жизненно важной ценностью. 

Задача 4

 Определить проблемы введения религиозно - познавательного курса и пути их решения. 

   Переходя к последней поставленной задаче дипломной работы – «выявлению проблем, возникших с введением религиозного курса», нами проведены анализы методической и учебной литературы курса ОРКСЭ, периодической печати, материалов СМИ.

Проблема 1.

Рассмотрены УМК нескольких авторов и авторских коллективов, представленных в виде таблиц. Общим недостатком анализируемых источников, на наш взгляд, является несоответствие заявленных концептуальных задач и содержания УМК. Например, А. В. Бородина заявляет в задачах своей программы рассмотрение этноконфессиональных российских особенностей развития государства [3, 4, 5, 6]. На самом деле в изученных нами учебных пособиях для 1, 2, 3, 4 классов, автор ограничивается рассмотрением только Православия и Православной культуры. Наше исследование выявило неудачный подбор иллюстративного материала, несоответствие содержания текстов общедидактическим принципам. УМК не получили рекомендации экспертного совета Министерства образования РФ.

В рассмотренном нами методологическом аспекте  можно говорить об отсутствии учебных пособий по 5 модулям ОРКСЭ: «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культу­ры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» [35]. Последний модуль «Основы светской этики» частично разработан авторским коллективом под руководством Р. Н. Бунеева. 

Таким образом, выявляется первая проблема отсутствия методической и научно – теоретической базы, возникшая с введением ОРКСЭ.

Проблема  2. Отсутствие кадровой базы для проведения 6 модулей ОРКСЭ. Преподавание только одного модуля может привести к деформированию детского сознания, связанного с представлением о том, что Российская история и культура – православное явление, а также может способствовать противостоянию в детском коллективе «неправославным».

Проблема 3. Следствием двух первых проблем становится отсутствие свободного культурно – религиозного и светского выбора для ребенка и родителя, что становится нервозной ситуацией насильственного вынуждения принимать тот модуль, который школа в состоянии предложить.

Проблема 4. Конфликтность ситуации с нормами права.

Создание вышеизложенных проблем  сразу же влечет за собой нарушение Российского законодательства, которое закрепляет демократический принцип образования и правовой статус личности.

Проблема 5. Мировоззренческая. В соответствии с тем, что государство светское по Конституции, поликонфессиональное по религиозному составу и многонациональное по этническому составу, то сведение общекультурных ценностей общества к одному моноконфессиональному подходу будет регрессивно сказываться на ментальном уровне национального самосознания.

Появление учебных программ, пособий, учебников, содержащих порой полярные точки зрения на общечеловеческие ценности, исторические факты, путаница в понятийном аппарате педагогической литературы  мешает выработке, соответствующей современным реалиям, концепции национальной политики в области отечественного образования. Различие в ценностных ориентациях педагогов может привести к деформации сознания молодого поколения, дезориентации в нравственных идеалах и, как следствие, к моральному  цинизму и ксенофобии. Современные отечественные педагогические концепции при  отсутствии  национальной  толерантности создают определенные «смысловые барьеры» во взаимопонимании  ученых, учителей и руководителей органов управления образованием, что становится серьезной проблемой системы образования. Конструктивный диалог  между  противоположными позициями может состояться,  если  между  субъектами  или  социальными  группами  существует  взаимопонимание на основе толерантности — примирение с инакомыслием  и уважение взглядов других людей, которые имеют образовательную ценность и заслуживают внимания. Таким образом, толерантность есть «золотая середина».  Это  равновесие  между  двумя  позициями, характеризующееся активной сознательной социальной позицией, уважением другой  культуры, религии, признание инакомыслия, гуманистической направленности, стремление к диалогу и нахождение общих точек зрения для построения гармоничных и доброжелательных отношений с различными субъектами нации. Проблемами гармонизации образования занимались А. Г. Асмолов, В. И. Загвязинский, Г. Б. Корнетов, Е. А. Ямбург, формирования  менталитета  толерантности -  Б. С. Гершунский, М. П. Мчедлов и др. На первый план вышла проблема консенсуса (согласия),  что предполагает возможность расхождений в частностях, но схождение в основном, которое имеет общее значение — гуманистическую направленность и  стремление к повышению статуса отечественного образования в мировом образовательном пространстве  при сохранении  национально-культурной  идентичности.

 Возможное решение проблем, на наш взгляд, самый лучший способ консолидации и выхода из сложившихся проблем – введение в уже имеющиеся учебники истории более обширного материала по религиям мира (что всегда и делали добросовестные учителя). Ввести общий для всех предмет светской этики или включить дополнительный материал в уже имеющиеся учебники «Обществознание», «Детская риторика» «Филология», «Искусство», а также дополнить. А более глубокое изучение православной культуры и религии  в индивидуальном порядке  может осуществляться в православных или конфессиональных образовательных учреждениях.

Обобщая вышеизложенное, сделаем вывод: без нравственно обоснованной внутренней государственной образовательной политики, гармонизации консервативной и либеральной педагогических парадигм, осуществляемый только на принципах уважения и терпимости, невозможно качественное развитие отечественного образования, гарантирующее ему достойную внешнюю образовательную  политику — конкурентоспособность, равноправную и свободную интеграцию в  мировое образовательное пространство.

Из проведенного нами исследования ясно, что выдвинутая гипотеза – «Устранение противоречий в системе образования Российской Федерации возможно при учете конфессиональных  этических и  этнокультурных особенностей обучающихся», подтвердилась.

Материалы исследования могут быть использованы учителями начальной и средней школы  как ознакомительный материал по организации религиозного обучения в России, а также для краткого анализа с содержанием концепций, программ и учебников по ОРКСЭ.

Яндекс.Метрика  
© 2009 Частная христианская школа
Веб-дизайн и создание сайта: студия megagroup.